Блокировка счёта. Почему и что делать?

Автор: Александра Демидова

Одна из самых обсуждаемых тем в предпринимательской сфере — это блокировки счетов банками.

С этой проблемой за прошедший год столкнулось более 500 тысяч предпринимателей. Банковский счет могут заблокировать практически за что угодно, в автоматическом режиме.

Можно ли потом вернуться к к сотрудничеству с банком? Почему происходят массовые блокировки расчетных счетов бизнеса? Почему банки зачастую ничего не объясняют?

Как добиться от банка ответа о причине блокировки счета? И как этого избежать?

Причиной блокировок счетов являются рекомендации, выпущенные Центробанком России. В данном документе описаны признаки, на основании которых банки могут выявить «подозрительные» действия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Индивидуальных предпринимателей на моей практике “кошмарят” еще больше. Вот лишь некоторые признаки “сомнительных операций”:

  • транзитный характер перечислений денежных средств;
  • уплата налогов в размере меньше 0,9% оборота по расчетному счету, операции, направленные на минимизацию налоговой нагрузки;
  • со счета не происходит выплата заработной платы;
  • остатки по счету не сравнимы с оборотом;
  • существует противоречие между основаниями платежей, затратами и видами деятельности организации;
  • отсутствуют платежи в рамках хозяйственной деятельности клиента (арендные платежи, коммунальные услуги и прочие);
  • более 30% наличного оборота денежных средств;
  • с даты создания юридического лица прошло менее 2 лет;
  • регулярное снятие наличных денежных средств, как правило, в сумме, не превышающей 600 тысяч рублей и с использованием корпоративных банковских карт.

То есть, как видно, избежать хоть одного из перечисленных «нарушений» довольно сложно. Поэтому риск быть заблокированным есть практически у всех предпринимателей.

Реальные истории блокировки:

Самая типичная ситуация: банк заблокировал счет и сообщает клиенту, что он может перевести его деньги на другой счет в другой банк за определенную комиссию (таким образом, вводят заградительный тариф) — просят за эту услугу до 35 процентов
от той суммы, которая присутствует на счете у клиента банка.

Что нужно сделать в этой ситуации?

На такие незаконные действия банка можно подать жалобу руководству банка и попытаться расстаться без отступных комиссионных. Кроме того, суды признают, что введение банком таких заградительных тарифов незаконно, так как по сути это
не комиссия, а штраф и попытка нажиться на 115-фз вместо того, что следить за его соблюдением.

Некоторые банки предлагают удивительный выход: подарить деньги, то есть зачислить деньги компании в доход банка или перевести в благотворительный фонд. Конкретно при мне сотрудница ВТБ предложила перечислить 2 млн. рублей в Благотворительный фонд Хабенского.

Как же законно разблокировать счет?

Способ разблокировки прямо предусмотрен действующим законом No 115-ФЗ: 1):

  • Собрать и представить документы по запросу банка.
  • Если банк ваши документы принял, но, не желает разбираться в ситуации , счет не разблокировал — составляйте жалобу в юридический отдел банка. Жалобы о непредоставлении ответа о блокировке счета 50% клиентов решают вопрос на уровне банка.

Если не удалось решить вопрос на уровне банка , то необходимо обратиться в Арбитражный суд с требованием признать незаконными действия банка и обязать его разблокировать счет.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ, именно банк обязан доказать, что
у него имелись основания для приостановления или отказа в проведении тех или иных операций по поручению клиента.

Судебная практика такова:

Если ваши операции легальны, вы представили в банк подтверждающие документы, а банк все равно ведет себя странно и свою позицию не меняет, то суд встанет на вашу сторону. Тогда с банка можно будет взыскать все убытки, проценты за пользование чужими денежными средствами и судебные расходы (ст. 15, 395 и 856 ГК РФ).

Подписаться на получение статей с оценкой ситуаций, рекомендациями и новостями об изменениях и нововведениях в банковской сфере в связи с 115 ФЗ