Незаконные комиссии банков. Ограбление по закону.

Автор: Александра Демидова

За последние 10 лет количество споров между клиентом и банком по 115-ФЗ возросло более чем в 1000 раз!

Если в 2008 году был отслежен всего один такой иск, в 2014 на незаконные действия в рамках исполнения кредитной организаций закона о противодействии легализации пожаловался 141 предприниматель, то в 2017 – аналогичных исковых заявлений с судах зафиксировано 843… В 2019 уже более тысячи…

Грабительские комиссии до 20-30 % от остатка при переводе остатка в связи с закрытием счета банки аргументируют требованиями так называемого антиотмывочного закона (115 ФЗ).

Реальные отзывы

Промсвязьбанк. В Промсвязьбанке менеджеры при открытии счета предупреждают, что при поступлении запроса по ФЗ-115 возможно расторжение банковского договора в одностороннем порядке (со стороны банка), при этом при закрытии счета будет взиматься комиссия 20% на остаток денежных средств.

Модульбанк. Через 2 недели после открытия счета в Модульбанке клиенту позвонил менеджер банка и сообщила о том, что в рамках ФЗ-115 банк расторгает договор банковского обслуживания в одностороннем порядке, удерживая при этом 10% комиссии. Клиент закрыл счет, оплатив комиссию.

Тинькофф банк. Клиенту пришел запрос от банка по 115-ФЗ, при этом
автоматически заблокировался банк-клиент. (Все общение при этом
происходит исключительно онлайн и по телефону). Клиент в сроки, указанные в запросе, предоставляет пакет документов в банк по клиент-банку. Через 5-7 рабочих дней ему на почту поступает письмо с рекомендацией закрыть счет, и при закрытии счета будет удержана
комиссия 20%. Однако, при подаче жалобы и досудебной претензии банк закрыл счет без удержания комиссии.

Уралсиб. Случаи неоднократные: клиенту приходит запрос от банка по 115-ФЗ, автоматически блокируется банк-клиент. Клиент в сроки,
указанные в запросе, предоставляет пакет документов в обслуживающее отделение по клиент-банку и на бумажном носителе. В банке принимают документы и отправляют в службу финмониторинга, которая (на практике) 2-3 недели их рассматривает и по итогу рекомендует закрыть счет. Далее менеджер ведет торг: чтобы банк закрыл счет без отметки по 115-ФЗ, необходимо закрыть счет, перевести денежные средства на новый счет в другом банке, оплатив с остатка денежных средств на счете комиссию в размере 20%. Срок закрытия счета — 7 рабочих дней.

Либо предлагается альтернативный вариант: оплачиваете в кассу банка «страховку» в размере 80 000 руб. и счет закрывают по заявлению клиента, без отметок, без комиссии и в день обращения.

Заградительные тарифы установлены: Альфа-Банк 10%, Уралсиб 10%, Возрождение 10%, Тинькофф 15%, Промсвязьбанк 20%, Райффайзенбанк 10%, в ЛОКО банке даже штраф 40 000 за непредоставление документов…

Что же получается?

Банки боятся с сомнительными операциями или зарабатывают на 115 ФЗ? Комиссия банка за перевод денежных средств в связи с закрытием счета составляет до 20-30%.

При этом, согласно условиям обслуживания, такая комиссия взимается банком только тогда, когда в ответ на его требование документы клиентом в рамках проверки деятельности не предоставлены или предоставлены не надлежащим образом. Что такое ненадлежащим образом? Банк на этот вопрос тоже не ответит… или комиссия списывается при переводе остатка денежных средств с связи с закрытием счета , если в отношении клиента были приняты меры по 115 ФЗ.

Банк блокирует операции низкомаржинального бизнеса (оптовая торговля, агентства, в т.ч. туристические), выполняя тем самым методические рекомендации ЦБ по отслеживанию тех предпринимателей, которые уплачивают в бюджет менее 1.5% от оборота компании по счету. Однако те же методические рекомендации предлагают банкам анализировать деятельность компаний и принимать решения об отказе в обслуживании счетов только тогда, когда имеется совокупность признаков, свидетельствующих о террористической деятельности клиента или отмывании средств, добытых преступным путем.

Банк, запрашивая документы по деятельности компании (или ИП), одновременно может также установить лимит для осуществления транзакций по счету, и делает это он по своему усмотрению. Например, в компании строительного сектора с квартальным
оборотом в 20 млн. рублей может быть установлено ограничение по платежам в размере 500 тыс. рублей в месяц. И это ограничение может быть снято по усмотрению банка, а не при передаче в банк документов по запросу. То есть ограничение может длиться месяц,
два, три и более. Если компании было отказано в открытии счетов в системно значимых банках (тому причин может быть много) или те же банки отказали в продолжении обслуживания счетов компании в рамках борьбы с кем-то и чем-то по 115-ФЗ, то некоторые банки (Тинькофф, Модуль, Точка…) с удовольствием примет компанию на РКО, но через 2-4 месяца компания (или ИП) сталкивается с вышеперечисленными проблемами.

Итак, Банки злоупотребляют 115 ФЗ и используют этот закон в корыстных целях. В 2015 году Верховный суд России вывел правовое понятие для заградительной комиссии, указав, что она имеет штрафной характер и по сути является мерой ответственности клиента перед банком.

70% исковых заявлений к банкам о неправомерности блокировок и приостановлении операций были разрешены в пользу клиентов, ранее отнесенных банками к категории подозрительных.

50 % клиентов решают проблему на уровне банка. Главное правильно составить запрос в банк и направить претензию о возврате комиссии.

Подписаться на получение статей с оценкой ситуаций, рекомендациями и новостями об изменениях и нововведениях в банковской сфере в связи с 115 ФЗ